Эта знаменитая сцена из «Человека-паука» была снята без цифровых эффектов. Тоби Магуайр сделал 156 дублей, пока наконец не поймал каждый предмет на поднос.
Эта знаменитая сцена из «Человека-паука» была снята без цифровых эффектов. Тоби Магуайр сделал 156 дублей, пока наконец не поймал каждый предмет на поднос.
Можно с уверенностью предположить, что мало кто когда-либо слышал о небольшом фильме под названием «Кафе "Донс Плам"». По крайней мере, именно этого предпочли бы Леонардо Ди Каприо и Тоби Магуайр. Снятый на 16-миллиметровую черно-белую пленку в 1995 и 1996 годах, он продолжает томиться в кинематографической безвестности вот уже почти три десятилетия спустя. Хотя его показывают на ряде рынков за пределами Северной Америки, фильм фактически остается запрещенным на этой территории из-за судебных баталий, разрушенных дружеских отношений, а также чувства предательства и кипящей обиды. Так что же пошло не так и почему «Кафе "Донс Плам"» казалось бы, суждено затеряться во времени?
Переехав в Лос-Анджелес из Канады, начинающий режиссер Дейл Уитли быстро подружился с кругом молодых актеров, в который входили Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кевин Коннолли и Р. Д. Робб. Желая вместе снять фильм, группа начала работу над комедией под названием «Последние респекты». Недовольный ДиКаприо раскритиковал сценарий, а ведущий сценарист и продюсер Дэвид Статман предложил актеру другой проект под названием «Субботний ночной клуб». Черпая вдохновение из «Клерков» Кевина Смита, фильм станет отражением собственного опыта создателей фильма, проводивших поздние ночи, сидя за столиком в ресторане, куря сигареты и общаясь с друзьями.
Восхищенный идеей Статмана, которая якобы была представлена как короткометражка, дающая актерам свободу импровизировать, Ди Каприо согласился на роль, и его участие обеспечило участие нескольких других актеров. Вместо того, чтобы писать полный сценарий, было решено, что фильм будет разбит на общие сцены, а актеры будут импровизировать. После переименования картины в «Кафе "Донс Плам"» и получения бюджета от отца продюсера Тоуда Бекмана (одного из создателей McDonald's Happy Meal), фильм продвигался вперед без каких-либо официально оформленных контрактов. По словам Дейла Уитли: «Мы считали, что снимаем картину вместе с друзьями, и по глупости не обратили внимания на оформление документов».
В июле 1995 года, имея актерский состав и съемочную площадку, ребята запустили камеры. Несмотря на то, что съемки были быстрыми, в производстве была своя доля драмы за кулисами. Что касается режиссерских обязанностей в фильме, Дэвид Статман вспоминает: «Я не говорю, что Р.Д. не внес никакого вклада, но если бы он режиссировал, фильм бы не получился таким, каким он стал. На самом деле, Джон Шиндлер был постановщиком. Он сказал об этом опыте: «Ну, я вроде как руководил режиссером».
Драма также распространится на некоторых актеров, сидящих за столом ресторана, где происходили съемки. Утверждалось, что Ди Каприо хотел, чтобы одну из его коллег по фильму, Эмбер Бенсон, уволили, поскольку он не считал ее «достаточно сильной актрисой». Решение заключалось в том, чтобы, по сути, вычеркнуть ее из истории, заставив грубого персонажа Ди Каприо словесно оскорбить ее до такой степени, что она больше не захотела участвовать. По словам Тауда Бекмана рассказывает об этом следующим образом: «Ее расстроенность за столом реальна. И то, что она бросила им в голову Биркенштока, тоже реально. Она действительно была расстроена. Она действительно выбегала из ресторана».
После двух дней съемок и повеления Дейлу Уитли «заставить меня выглядеть хорошо» Ди Каприо завершил работу и покинул съемочную площадку, чтобы приступить к «Комнате Марвина». Несколько месяцев спустя создатели фильма решили снять дополнительные сцены, в которых в основном участвовал Тоби Магуайр, в конечном итоге накопив около 30 часов материала. Пораженные осознанием того, что у них достаточно кадров, чтобы расширить проект за пределы короткометражного фильма, было принято решение собрать полнометражную версию. Но не все были в восторге от такой перспективы.
Спустя несколько месяцев после завершения работы над картиной Леонардо Ди Каприо был встревожен, узнав о намерениях своих коллег превратить первоначально предложенный короткометражный фильм в полнометражный. Во время дачи показаний в 1998 году актер сказал: «У меня никогда не было никакого намерения сниматься в художественном фильме. Всегда было соглашение, что это будет короткометражка. Я бы никогда не пошел на одну ночь импровизировать с друзьями и сделать художественный фильм. Я бы ни за что на это не пошел».
Как актер, номинированный на Оскар, чья популярность была на подъеме, было высказано предположение, что Ди Каприо просто не считал, что лента достаточно хороша, чтобы ее можно было выпустить в качестве полнометражного фильма. Сняв в течение одного съемочного дня в значительной степени импровизированный фильм с друзьями, которые впервые снимались в кино, можно сделать вывод, что актер был обеспокоен тем, что картина потенциально сомнительного качества может оказать негативное влияние на его карьеру. Дейл Уитли подтвердил это мнение: «Лео сказал: «Ребята, я не хочу, чтобы это был художественный фильм. Я не могу позволить, чтобы плохой художественный фильм со мной в главной роли вышел прямо сейчас».
Непоколебимое неодобрение также проявилось у Тоби Магуайра после просмотра чернового варианта. Опасаясь, что некоторые из сырых диалогов и характеристик, которые он привнес в свою роль, могут негативно повлиять на восприятие его зрителями как актера, в сочетании с представлением о том, что его игра могла быть омрачена игрой Ди Каприо, предполагается, что Магуайр и его менеджер были обеспокоены, что фильм может подорвать его карьеру. Тем не менее, съемочная группа приступила к работе и завершила монтаж, намереваясь показать картину влиятельным голливудским актерам.
Через линейного продюсера Джона Шиндлера создатели фильма познакомились с Джерри Мидорсом, в то время известным руководителем Paramount Pictures. Медиа-подкованный Мидорс выпустил пресс-релиз о фильме, чтобы привлечь к нему внимание влиятельных людей. В результате отраслевой показ был запланирован на конец июня 1996 года.
Леонардо Ди Каприо, возмущенный тем вниманием, которое фильм привлек к себе в прессе, неохотно пришел на показ. По воле судьбы все прошло фантастически, и поначалу колеблющийся ДиКаприо похвалил ленту. Джерри Мидорс вспоминает: «Ему понравилось. Он скакал вверх и вниз. Не мог спокойно усидеть в кресле . А на выходе он поздравил RD и сказал: «Ну, ты сказал, что собираешься сделать полнометражный фильм. Никогда не верил, что ты сможешь, но ты это сделал, и это очень хорошо». Это было так просто».
После показа фильма состоялся второй показ в известном агентстве по поиску талантов CAA. Воодушевленные увиденным, агентство предложило представлять интересы создателей. В дополнение к этой удаче Miramax Films, возможно, ведущий продюсер и дистрибьютор инди-фильмов 90-х годов, была готова сделать предложение о покупке и распространении ленты.
В очередной раз получив известие о том, что Тоби Магуайр обеспокоен фильмом, Дейл Уитли и Р. Д. Робб организовали встречу за ужином с актером. За макаронами с сыром и колбасками из тофу, любезно предоставленными актером, разговор быстро перешел от сердечного к хаотичному. По словам Дейла Уитли: «И, наконец, Тоби теряет самообладание и начинает кричать: «Я хочу этот фильм сжечь!' И это была просто ярость, чистая, неподдельная ярость». Но для Магуайра последней каплей стало осознание того, что исполнительный директор Paramount Джерри Мидорс, вместе с Уитли и режиссером Р. Д. Роббом, имели намерения использовать прессу против двух главных актеров и получить прибыль от их растущей славы. Уитли вспоминает, как Магуайр кричал: «Ты собираешься натравить прессу на гребаного Лео? Ты бы сделал это со своим другом?»
Вскоре после напряженной встречи за ужином состоялась еще одна встреча, на которой, среди прочих, присутствовали Ди Каприо, Магуайр, Уитли и Робб. Магуайр снова выступил с обвинениями, заявив о своих подозрениях в том, что создатели фильма сговорились использовать средства массовой информации в качестве оружия против Ди Каприо, если они будут негативно отзываться о картине. Уитли вспоминает, как поведение Ди Каприо становилось все более ожесточенным и враждебным, и что актер в конце концов сломался и сказал: «Мои чертовы агенты управляют этим городом, и они управляют Сандэнсом, и поверьте мне, этого фильма не будет на Сандэнсе». По словам находящегося в боевой готовности сценариста и продюсера: «На тот момент мы все были друзьями в течение трех лет. Это была глубоко укоренившаяся дружба, и в один день все эти отношения были разрушены».
Последовавшая за этим драма вокруг ленты имела ужасные последствия для шансов на ее распространение. Фильм внезапно сняли с кинофестиваля «Сандэнс», и компания Miramax отозвала свое предложение о покупке. В ответ на попытки ДиКаприо и Магуайра помешать прокату, Дейл Уитли, Р.Д. Робб, Дэвид Статман и Джерри Мидорс подали иск на 10 миллионов долларов против актеров, которые тут же ответили встречным иском.
После длительной и напряженной судебной тяжбы обе стороны достигли соглашения. В рамках соглашения истцы должны были удалить из фильма некоторые особенно необычные диалоги Ди Каприо и Магуайра, а картину могли показывать только на нескольких европейских и японском рынках. В конечном итоге фильм был показан на Берлинском международном кинофестивале 2001 года и был встречен достойным приемом.
Когда все было сказано и сделано, Ди Каприо и Магуайр сделали карьеру и достигли уровня мегазвезд в Голливуде, в то время как те, кто стоял за камерой, были по сути занесены в черный список индустрии. В довершение всего, отец продюсера Тауда Бекмана, архитектор «Хэппи-Мил», который предоставил создателям фильма десятки тысяч долларов на создание фильма, подал в суд на продюсера Дэвида Статмана в 2005 году и по сей день владеет правами на картину.
Спустя годы после рассматриваемых событий Дейл Уитли постоянно рассказывал о своем опыте до, во время и после создания фильма. После того, как картина несколько раз прошла зарубежные показы, ее финансовая компенсация после огромных судебных издержек составила жалкие 180 долларов. Его карьера в кинопроизводстве фактически закончилась, не успев начаться, Уитли никогда не отказывался от ленты, и в 2014 году он написал открытое письмо Леонардо Ди Каприо и создал веб-сайт freedonsplum.com.
Он также загрузил его на веб-сайт, где он висел примерно 16 месяцев, пока, как раз перед тем, как Ди Каприо получил свой первый «Оскар» за «Выжившего», Уитли не получил уведомление, в котором говорилось: «Мы удалили ваше видео в ответ на уведомление, поданное Леонардо Ди Каприо и Тоби Магуайром в соответствии с Законом об авторском праве в цифровую эпоху». Хотя оба актера не говорили публично о фильме в течение многих лет, похоже, они не заинтересованы в ослаблении железной хватки над его доступностью.
Спустя почти 30 лет после того, как был снят «Кафе "Донс Плам"», маловероятно, что он когда-либо получит полноценный прокат в кинотеатрах или на домашнем видео в США и Канаде. То, что началось как творческое упражнение среди друзей, каждый из которых был полон амбиций и жаждал рассказывать истории, приняло неудачный и явно мрачный поворот в царство безвестности поп-культуры. Как это часто бывает в Голливуде, история, лежащая в основе, более драматична, убедительна и сложна. Была ли это жадность, нечестность или откровенная манипуляция, которая послужила движущей силой гибели ленты, можно предположить, что только те, кто участвовал в этом, знают всю правду о рассматриваемых событиях, а остальные из нас могут просто предполагать.